МБОУ  "Майская средняя общеобразовательная школа"

 

Молодому специалисту

 

  

Как оформить школьный журнал 

1. Записи должны вестись четко , аккуратно и разборчиво.

2. Записи ведутся только фиолетовыми чернилами.

3. Название каждого предмета пишется с маленькой буквы, Ф.И.О. учителя
пишется полностью.

4. Запись проведенного урока осуществляется в день его проведения.

5. Дата проведения урока записывается следующим образом 10.05.2007

6. В строке записывается содержание урока, затем содержание домашнего
задания с указанием страниц учебника или иного рода пособий.

7. Отсутствующие учащиеся отмечаются учителем в начале урока. В журнале в
соответствующей клетке ставится маленькая буква «н».

8. Оценка, выставленная ученику за работу на уроке, ставится одновременно в
журнал и дневник ученика.

9. В журнале не должно быть пропущенных клеток в начале и в конце четверти.

10.Оценки за практические, контрольные, самостоятельные работы, диктанты и
др. Виды работ выставляются в журнал на то число, в которое они были
написаны.

11. Исправление оценок нежелательно.

12. Если оценка в силу каких - то причин исправляется, то исправление
фиксируется следующим образом: « Оценка И.Петровой исправлена с «3» на
«4» - и подтверждается подписью учителя.

13. В журнале категорически запрещается: 

        зачеркивание оценок;

        вертикальные подчеркивания четвертных и годовых оценок;

        исправление оценок;

        стирание оценок.


14. В конце каждой четверти и в конце учебного года проверка осуществляется
заместителем директора по следующим критериям:

        аккуратность, своевременность и правильность заполнения журналов;

        накопляемость оценок учащихся;

        выполнение практической части программы;

        соблюдение учителем норм проведения контрольных и иных видов работ;

        объем и содержание домашнего задания учащихся;

        культура оформления и ведения журнала.

 

Как должен выглядеть дневник ученика

    

1. Дневник ученика должен быть заполнен с первого сентября по
утвержденному расписанию.

2. Первая страница дневника заполняется вместе с классным руководителем
на классном часу;

3. Название всех предметов должно быть написано с заглавной буквы с
учетом общепринятых сокращений:
 

        Русский язык - Русск.яз.

        Математика - Матем.

        Физическая культура - Физ - ра

        Иностранный язык - Ин.яз и т.д. 

4.  Все записи должны вестись аккуратно, одним цветом.

5.  В конце каждой недели должна стоять подпись классного руководителя
и подпись родителей ученика.

6.  В конце недели классный руководитель записывает количество
пропущенных уроков учеником.

7.  В конце недели классный руководитель выставляет все оценки ученика.

8.  В конце каждой четверти и года классный руководитель выставляет
четвертные и годовые оценки ученика в дневник и подписывает его.

9.  Если ученик получает неудовлетворительные оценки по отдельным
предметам, классный руководитель выставляет их в дневник и сообщает
об этом родителям ученика.

10.  Классный руководитель регулярно делает записи о достижениях ученика
и , если это необходимо, записи замечаний.

11. В дневник запрещается делать записи, унижающие честь и достоинство ученика и не имеющие отношения к учебной деятельности школьника. 

  

Критерии оценок  

Критерии оценок по информатике 

Критерии оценки устного ответа

     

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. 

            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. 

            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. 

            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. 

            Отметка «1»: отсутствие ответа.

 

Критерии оценки практического задания

            

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. 

            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. 

            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. 

            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. 

            Отметка «1»: работа не выполнена.

 

 

Критерии оценок по русскому языку и литературе  

Критерии оценки сочинения (литература) 

1. Основные критерии оценки письменной работы выпускника(см. ниже)
2. Примерные критерии оценки экзаменационного сочинения(содержание)
3. Примерные критерии оценки вступительного сочинения
4. Общие требования к устному ответу по литературе
5. Критерии оценки устного ответа по литературе
6. Принципы изложения материала на устном экзамене/зачете/ответе
7. Примерный план анализа лирического произведения
8. Условия выставления оценки за грамотность и содержание в сочинении.
 

Основные критерии оценки письменной работы ученика

 

1.ПОНИМАНИЕ ТЕМЫ.
      Постановка проблемы сочинения во вступлении:

 

а- эпоха,
б- факт биографии автора,
в- личностное восприятие художественного текста,
г- ассоциации,
д- оригинальное вступление.
Выбор ключевых понятий:
а- герой,
б- проблема,
в- нравственные ценности,
г- литературоведческие категории.


      Смысл заглавия:

а- новый уровень обобщения,

б- постановка новой проблемы,

в- оригинальный финал.


2. ЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА:
          а- сюжетной линии,
          б- имен героев, географических названий, культурно- исторических реалий,
          в- содержательных элементов композиции (внесюжетные элементы, портрет,
              пейзаж, интерьер, монолог и диалог, художественная деталь),

          г- уместное цитирование.

3. КАЧЕСТВО СВЯЗНОГО ТЕКСТА РАССУЖДЕНИЯ.
      Полнота содержания: 
          а- необходимый материал,
          б- возможный материал.


      Глубина содержания:
          а- аргументация (суждение и его доказательность), б- комментарии.
      Логика изложения:
          а- все ли означенные во вступлении проблемы, понятия, категории раскрыты в
             ходе рассуждения?
          б- членение текста на абзацы и связь между ними,
          в- выделение и развитие главной мысли в основной части работы и в заключении.

      Эстетический вкус:
          а- понимание художественного текста в единстве содержания и формы,
          б- отсутствие социологизации и вулыаризацции при анализе текста,
          в- понимание исторической и личностной обусловленности отношения автора к 
              прекрасному - безобразному, трагическому - комическому, возвышенному -
              низменному,
          г- бережное отношение к стилю автора при фрагментарном пересказе
             художественного текста.

4. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ:
     Эмоциональность стиля.
     Ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях.
     Стилевое единство.

5. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЖАНРУ.
       А. Школьное сочинение
           (по общему плану).
       В. Литературоведческая статья
            знание теории литературы,
            представление о СИСТЕМЕ образов,
            представление о СПОСОБАХ выражения авторской позиции,
            представление о месте произведения в творчестве автора.
       С. Публицистическая статья
           понимание АКТУАЛЬНОСТИ осмысления проблемы (нравственные ценности),
           ассоциации (жизненные, литературные), личностное отношение (пафос статьи) и  
          соответствующее речевое оформление.

       D. Рецензия и ее виды (публицистическая статья,
           эссе, развернутая аннотация, авто рецензия)
           краткие библиографические сведения о книге,
           смысл названия,
           личные впечатления от прочитанного,
           особенности сюжета и композиции,
           актуальность проблематики,
           язык и стиль произведения,
           мастерство автора книги в изображении характеров героев,
           какова основная мысль рецензии?
        Е. Эссе.
            Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения ,с нею связанные.  Не содержит окончательной оценки произведения.
           субъективность стиля (образность, афористичность, разговорность),
           индивидуальная импровизация в трактовке текста, темы,
           использование приема непрямого диалога с читателем.
       F. Дневник, путешествие - особые формы повествования.

Р.S. СОЧИНЕНИЕ - собственное истолкование текста, темы, разъяснение смысла, значения их. ЦИТАТА - не повторение написанного, но комментарий к нему.

Примерные критерии оценки экзаменационного сочинения (содержание)

"ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.

Примерные критерии оценки вступительного сочинения

1. Правильно ли понята тема? Соответствует ли ей сочинение?
2.Какова главная мысль сочинения? Подчинены ли ей все части работы?
3.Соблюдаются ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
4.Доказательна ли главная мысль сочинения? Использован ли в сочинении конкретный литературный материал? Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? ''o
5.Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема, привлекаемый для ее раскрытия фактический материал? Насколько самостоятельно, творчески написана работа?
 

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

Критерии оценки устного ответа по литературе

"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы. 
 

Принципы изложения материала на устном экзамене/зачете/ответе

- от общего к частному;
- от главного к второстепенному;
- выводы делать самостоятельно;
- стараться предугадать, о чем могут спросить дополнительно;
- не акцентировать внимание на том, что знаете недостаточно хорошо;
- планировать больше, чем можете рассказать;
- начиная отвечать, характеризовать планируемый ответ в целом. 
 

Примерный план анализа лирического произведения

1. Реально-биографический и фактический комментарий. Жанр произведения и художественный (творческий) метод.
2. Идейное содержание: ведущие темы и мотивы, основная мысль, мысли и чувства лирического героя, их эмоциональная окрашенность.
3. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие чувств и мыслей лирического героя. (Эмоционально-логическая цепочка)
4. Изобразительно-выразительные средства, раскрывающие заключенные в стихотворении мысли и переживания: эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, символы, гиперболы и т.д.
5. Ритмика (силлабо-тоника, тоника и т.д.),размер (ямб, хорей и т.д.) и его осложнения, рифма (мужская, женская и т.д.); другие особенности стиха(строфа, приемы звукописи и т.д.).
6. Выводы о значении данного произведения в творчестве поэта.

Условия выставления оценки за грамотность и содержание в сочинении

 Примечания:
1) если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то нормативы отметки увеличиваются для "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например,"4" может быть выставлена при соотношении 3 орфографических,2 пунктуационных,2 грамматических и т.д.;
2) содержание сочинения не может быть оценено на отлично, если не раскрыта тема сочинения (при соблюдении всех остальных параметров);
3) выносятся, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов,
на правила, которые не включены в школьную программу,
в словах с непроверяемыми написаниями, которые не были включены в словарный минимум с 5 по 9 классы;
в передаче авторской пунктуации.
4) Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил,
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами,
в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого,
в написании Ы и И после приставок,
в случаях трудного различения НЕ и НИ,
в собственных именах нерусского происхождения,
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой,
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
5) Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
НЕ СЧИТАЮТСЯ однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму
(вода - воды, грустный - грустить).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная
ошибка учитывается САМОСТОЯТЕЛЬНО.
6) Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
7) При наличии в работе более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
8) Грамматические ошибки могут быть трех видов: словообразовательные (нарушена структура слова ; напр. "ветелинар"),морфологические (нарушена форма слова; напр, "ляжь" вместо "ляг"), синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения: "Разочарован жизнью" вместо "разочарован в жизни")
9) Речевые недочеты:
употребление слова в несвойственном ему значении,
нарушение лексической сочетаемости,
употребление лишнего слова,
употребление рядом или близко однокоренных слов.

 

  

Критерии оценок по математике 

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике

Опираясь на эти  рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, оп­ределяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2.  Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются  письменная контрольная  работа  и  устный опрос.

      При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность  считается  ошибкой, если  она  свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, ука­занными в программе.

      К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в про­грамме основными. Недочетами также считаются: погрешности, ко­торые не привели к искажению смысла полученного учеником зада­ния или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

     Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащи­мися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся со­стоят из теоретических вопросов и задач.

    Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и от­личаются последовательностью и аккуратностью.

     Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и  преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно за­писано решение.

5.  Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удов­летворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.  Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельству­ют о высоком математическом развитии учащегося; за решение бо­лее сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предло­женные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

 

Критерии ошибок

  • К    г р у б ы м    ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • К    н е г р у б ы м   ошибкам относятся:  потеря корня или сохранение в ответе  постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
  •  К    н е д о ч е т а м    относятся:  нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях 

Оценка устных ответов учащихся

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотрен­ном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логиче­ской последовательности, точно используя математическую термино­логию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конк­ретными примерами, применять их в новой ситуации при выполне­нии практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при от­работке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по за­мечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недо­статков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие ма­тематическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вто­ростепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материа­ла, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного ма­териала (определенные «Требованиями к математической подготов­ке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении поня­тий, использовании математической терминологии, чертежах, вы­кладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обя­зательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из по­ставленных вопросов по изучаемому материалу.

 

  

Оценка письменных контрольных работ учащихся

         Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе­лов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, ри­сунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче­тов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. 

Отметка «2» ставится, если:

      допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

      обязательными умениями по данной теме в полной мере. 

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 Составлено на основании письма
Мин. просв. № 117 - М от 10.03.1977
и программы по математике 1992 г.

Норма на выполнение домашних заданий учащимися.

      Проблема перегрузки учащихся средних общеобразовательных школ, начиная с 90-х годов 20-го века, связанная с "утяжелением" учебных планов до предельно допустимых часов недельной нагрузки, с увеличением ее в гимназических, лицейских, классах с углубленным изучением предметов была зафиксирована и широко обсуждалась педагогической общественностью. Одним из путей решения данной проблемы явились "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.-576-96). В "Гигиенических требованиях" была уменьшена предельно допустимая учебная нагрузка.    

     Однако возникла проблема объема задаваемых домашних заданий. Перегруженность учащихся может наблюдаться в школах в связи с желанием части учительства достижения лучших результатов по своему предмету путем задания домашней работы повышенного объема, не учитывающего общую загруженность учеников. Возникла необходимость выработки конкретных, ясных рекомендаций администрации школ, каждому учителю по объему домашних заданий в соответствии с допустимой недельной нагрузкой в данном классе данной школы и нормами выполнения домашних заданий.

 

Описание базы параметров, использованных при разработке методики.

  

     При разработке методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися использовались следующие исходные данные:

Индивидуальный учебный план школы;

Гигиенические требования к условиям обучения школьников по СанПин 2.4.2. - 576-96 в части:

  • предельные нормы домашних заданий в различных параллелях (п. 2.9.20);

  • трудности школьных предметов (Приложение 6, таблица И.Г. Сивкова).

      В качестве программного инструментального средства использовались электронные таблицы Excel. Специальных требований к характеристикам используемого программного средства не предъявляется.

 

Описание результатов апробации предложенной методики на базе учебного плана средней школы № 10 г. Твери.

      На первом этапе расчета получены данные по предельному времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1 урок) без учета трудности отдельных предметов. Эта норма составила:

  • в начальной школе от 15 в 1 классе до 30 (35) минут в 3 (4) классах:

  • в среднем и старшем звене от 27 до 40 минут.

      На втором этапе полученные данные уточнялись в соответствии с трудностью каждого предмета. Поэтому временная норма на выполнение домашнего задания по отдельным предметам составила различные значения: от 11 до 51 минуты (на 1 урок).

В соответствии с учебным планом школы разработаны примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:

В минутах, по классам

 

Предмет

5

6

7

8

9

10

11

Русский язык

25

-

-

-

-

-

35

Литература

25

-

-

-

-

-

35

Иностранный язык

35

-

-

-

-

-

45

Математика

40

-

-

-

-

-

50

История

30

-

-

-

-

-

40

Граждановедение

30

 

 

 

35

-

 

ОСЦ

 

 

 

40

-

-

40

Историческое краеведение

 

 

40

40

 

 

 

Физика

 

 

35

-

-

-

40

Биология

 

22

-

-

-

-

30

Химия

 

 

 

35

-

-

40

География естествознание)

25

-

-

-

-

30

 

Астрономия

 

 

 

 

 

 

30

Информатика

35

 

 

 

 

 

45

Профили

 

 

 

 

 

 

45

 

 

  

Цели урока

  

         Образовательная цель урока предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории и т.д. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета практические умения и навыки. Общеучебные умения и навыки имеют отношение ко всем предметам (навыки работы с книгой, справочниками, умение читать и писать в быстром темпе и т.д.).

        Воспитательная цель урока связана со становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений. Решение воспитательных целей и задач урока при правильной организации тотчас же оказывает положительное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Воспитательный аспект предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности, личностных отношений на уроке,

       Образовательная (дидактическая, познавательная) цель урока ставится к каждому уроку. Следует помнить, что она должна быть предельно конкретной и четко сформулированной. Например, «решение задач» не может быть грамотной формулировкой дидактической цели урока. Правильная формулировка раскрывает, какие конкретные умения и навыки должны быть сформированы у учащихся при решении определенного типа задач. Слишком общей будет и формулировка развивающей цели - «развитие мышления учащихся». Умение мыслить складывается из умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

       Развивающая и воспитательная цели планируются на тот период времени, в течение которого они реально могут быть достигнуты.

 

 

 

 

  

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»